Вопросы и ответы

Выбор категории

Жизнь после смерти

Вопрос:
Бог всемогущий, значит, Он уже знает, что будет происходить, прежде, чем это произойдёт. Когда Он создал человека, Он ведь знал, что будут люди, которые не уверуют в Него и будут грешниками, и после смерти они пойдут в ад. В таком случае, почему Он вообще создал людей? Не было бы проще вообще не создать человека, тогда и не было бы преступности, грехов и вечных страданий в аду. Зачем же Он создал людей, если уже знал, кем они будут? Ведь не мог же он их создать просто так, без причин. 
Ответ:
Молодец! Прекрасный вопрос. Отвечаю. Плохие люди будут страдать соответственно своим преступлениям. Но в аду они изменятся, отвергнут внутри себя сделанное зло. И как только это произойдёт с ними, они, как пишут апостолы и многие святые, тоже войдут в рай. Преподобный Исаак Сирин писал: «Бог ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Одним из таких предметов является геенна».  
Вопрос:
Что происходит с душой животного после его смерти, куда попадает душа преданных животных, домашних питомцев и как можно помочь их душе?
Ответ:
Апостол Павел пишет, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:21). Следовательно, мы вновь и в неизмеримо высшем и лучшем состоянии будем в общении с ними. Души их так сказать засыпают при смерти и в помощи они не нуждаются, поскольку, не имея той нравственной свободы, которая присуща человеку, не несут и ответственности.
Вопрос:
Как встретить смерть мужественно, не боясь боли и не впадая в панику и отчаяние? Мне говорят: «Тебе в твоём возрасте (17 лет) ещё рано думать о смерти и читать духовную литературу», — но я так не думаю, потому что никто не знает, что может случиться завтра. Родные запрещают мне читать духовные книги (И. Брянчанинова, Н. Воробьёва). Стоит ли мне убеждать их, что это полезно, или же нужно читать, вопреки тому, что они говорят, не обсуждая с ними эту тему?
Ответ:
Поскольку наш Бог есть Любовь, то и кончина наша будет наилучшей. Поэтому беспокоиться по поводу смерти — грех. Нужно просто жить по совести и по Евангельским заповедям. Книги понемножку читай и старайся не раздражать родителей. Стремись жить со всеми в мире.
Смотрите также интервью А.И. Осипова 9 вопросов о смерти, Что такое вечность, Зачем живет человек
Вопрос:
Уважаемый Алексей Ильич, прокомментируйте, пожалуйста, выступление ваших оппонентов, обвиняющих вас в возрождении Оригеновской ереси, ереси о временности адских мук. Первое: существует ли консенсус патрум по этому вопросу? Второе: что из высказывания святых отцов можно считать частным мнением, а что учением Церкви? Третье: как эти высказывания согласуются с определениями Собора, осудившего ересь Оригена?
Ответ:

Посмотрите, что пишут апостолы. Зачитываю.

Петр: "Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал…… некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению… во дни Ноя" (1Петр.3;19-20).

Иоанн Богослов: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2,2).

Павел: всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать…… (Рим.11; 32);

мы упо­ваем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим. 4,10);

Христос за всех умер (2Кор. 5, 15);

явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков(Тит.2, 11).

Да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15: 28). Блаженный Феодорит объясняет эти слова: «В жизни же будущей, когда прекратится тление и преподастся бессмертие, не будет места страстям; а по конечном изгнании страстей не воздействует уже ни один вид греха. Так, наконец, будет Бог всяческая во всех, когда все избавлены будут от грехопадений и к Нему обратятся, и не будут уже принимать в себя наклонности к худшему». А блаженный Феофилакт: «Некоторые же говорят, что этим, то есть покорностью всего означается прекращение зла. Ибо когда не будет греха, очевидно, что Бог будет всё во всех… все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его» (Толкование свт. Феофана на 1 Кор. 15: 28.)

На Утрени страстной Пятницы слышим: «Рукописание наше [грехов] на Кресте растерзал еси, Господи, и вменився в мертвых, тамошнего мучителя связал еси, избавль всех от уз смертных воскресением Твоим».

В Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим».

А как исповедует свою веру Церковь в самый великий Праздник – на святую Пасху! В слове святителя Иоанна Златоуста на Утрени первого Пасхального богослужения возглашается нечто потрясающее: Христос «опустошил ад, сошедши во ад; ад… упразднися… умертвися… низложися…. связася Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони... Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». Христос, «смертию смерть поправ», «умертвивый смерть», «смертное жилище разори своею смертию днесь». Это что – пустые слова?!

О  полном уничтожении ада и конечности мучений грешников, пишет и целый ряд святых Отцов. Зачитаю хотя бы несколько их высказываний.

Святитель Амфилохий Иконийский: «Когда явился аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища… все были отпущены воссиял свет и рассеялась тьма».

Святитель Афанасий Великий в своем Пасхальном послании: «Он весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада».

Святитель Епифаний Кипрский: «вывел Он [Христос] пленные души, и ад соделал пустым».

Преподобный Ефрем Сирин не сомневается, что «во гласе Господа [при сошествии в ад] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во Втором Пришествии], который совершенно упразднит его».

Святой Исаак Сирин в своих знаменитых «Словах подвижнических» с полной уверенностью пишет о том, что произойдет с нами грешниками при всеобщем воскресении: “Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости привести нас в бытие, когда мы не существовали” (слово 90).  Замечательно при этом, что и сам Исаак Сирин был причислен к лику святых, и его «Слова подвижнические» с этими «возмутительными» словами никогда не только не подвергались осуждению, но и всегда были настольной книгой монашествующих всех времен.

Но при этом святой Исаак предупреждает тех слабоумных, которые услышав, что муки не бесконечны, думают, что можно жить как угодно: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания степень страдания в ней». То есть кто-то спасается, получая награду, а кто, пройдя через горнило огня и страданий, как об этом пишет апостол Павел: огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3; 13-15).

Святитель Григорий Нисский: «… и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале».

Пятый Вселенский собор, осудивший Оригена, не осудил ни одного из этих святых. И это понятно, ибо что можно ответить на такую мысль св. Исаака Сирина: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой клевещет на Него». «Не для того милосердный Владыка сотво­рил разумные существа, чтобы безжалостно подверг­нуть их нескончаемой скорби тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил».

О свт. Григории Нисском необходимо добавить следующее. На Шестом Вселенском Соборе (680 г.) он вместе с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, мысли (и отчасти двоемыслие) которых по этому вопросу были хорошо известны Отцам Собора, не только не подверглись осуждению, но были и особо выделены на нем в качестве избранных святых. На Седьмом же Вселенском Соборе (787 г.) святитель Григорий Нисский был назван даже «отцом Отцов».

Хочу сказать и о тех фальсификациях, на которые идут сейчас некоторые защитники вечных мучений грешников (видимо, считающие себя праведниками). Так, один игумен (пока не хочу называть его имени) заявил: «А прп. Варсануфий Великий на вопрос об учении св. Григория Нисского в 610 ответе поведал то, что ему открыл Бог об этом вопросе: Смысл его слов сводится к тому, что ложное учение об апокатастасисе св. Григорий ошибочно перенял у своего учителя».

Но, оказывается, у прп. Варсануфия в 610 ответе нет даже упоминания имени свт. Григория, не говоря уже об осуждении его учения! А ссылаясь на свт. Марка Ефесского, этот же игумен приписывает ему осуждение учения свт. Григория Нисского, хотя там речь идет совсем не о нем, а о свт. Григории Чудотворце!

Но хотя и в Священном Писании, и у целого ряда святых отцов находим не менее определенные высказывания о вечности мучений грешников,  Церковь, не только не осудила ни тех, ни других, но и с одинаковым благоговением прославила всех их в лике святых, приняв, тем самым обе точки зрения, и предоставив, таким образом, каждому христианину свободу дальнейшего изучения этого вопроса и принятия того или иного ответа на него.

Как понимать такую двойственность церковного учения? Думаю, причина в том, что, во-первых, само понятие «вечность» невыразимо, ибо это вневременная категория: она и не бесконечное время, и не остановка жизни.

Во-вторых, в настоящем состоянии наше сознание не способно понять реальности того мира. Их невозможно выразить в понятиях нашей трехмерности, и потому они остаются для нас тайной.

В-третьих, столь большое число святых, прекрасно знавших Евангелие и никогда не дерзнувших бы противиться Христу, но писавших о конечности мучений, говорит о том, что слова Христовы о вечных муках грешников являлись проявлением Его любви к людям - средством удержать их от греховной жизни и последующих, хотя бы и не бесконечных, гееннских мучений.

Не потому ли и один из известных русских подвижников-исповедников 20-го века святитель Афанасий (Сахаров + 1962) писал: «Для меня дороже всего православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление».

 

Алексей Ильич, насколько мне известно, 5 Вселенский собор имеет 19-й анафематизм, который говорит, что тот, кто учит о временности вечных мук, да будет анафема. А во-вторых, в продолжение Вашего ответа, есть такие люди, как Иуда, предавшие Христа. Получается, он будет находиться в блаженстве вечно через какое-то время, так же, как и верные апостолы? Получается, Иуда, предавший Христа, будет в таком же положении через какое-то время, как Иоанн Богослов, да? Как Матерь Божья? Так получается?

— Во-первых, никакой временности там не будет. В Апокалипсисе Ангел клялся, что времени уже не будет (От.10: 5,6). Там только вечность. Во-вторых, если бы этот анафематизм имел именно такое значение, то Пятый Вселенский собор, а затем Шестой и Седьмой должны были осудить учение только что названных святых Отцов и предписать исправить соответствующие богослужебные тексты. Однако ни их, ни книги не осудили, но только Оригена в связи с его языческим пониманием восстановления всего (apokatastasis panton). О чем это говорит? О том, что Церковь приняла обе линии учения по этому вопросу, и, следовательно, данный анафематизм оказался не отражающим полноты учения Отцов.

Относительно же того, что если Иуда, как и все прочие предатели, убийцы, воры и т.д., в конечном счете, спасутся, то, мне кажется, этому нужно бы только радоваться, но никак не страдать от этого.  А вот, будет ли Иуда в таком же положении, как и Богоматерь и другие святые, отвечает апостол Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (Кор.15:41).
Вопрос:
В одной из статей автор пишет, что пятый вселенский Собор постановил: все кто учит или проповедует конечность ада и мучений будут преданы анафеме. В лекции «О геенне» (МДА, 2008) Ваш ответ на вопрос о конечности ада понятен. Где же истина?
Ответ:

Когда Вы слушали лекцию, то могли обратить внимание на то, что ни один из святых Отцов, которые писали о конечности вечных мучений, не был осужден ни Пятым, ни каким-либо другим Собором. О самой же анафеме, содержащейся в послании имп. Юстиниана патриарху Мине, известный историк А.В. Карташев писал: «Текст этого указа императора Юстиниана против Оригена был произвольно помещен издателями «Деяний соборов» (Harduin и Mansi) в собрании актов V Вселенского собора» (Вселенские соборы. М. 1994. С. 354). Следовательно, эта анафема касается только оригеновского учения о конечности мучений, которое говорит, что грешники, перенеся адские муки, вновь станут чистыми бестелесными умами, какими они будто бы и были созданы, но согрешив, были посланы в смертные тела. Святые же Отцы, исходя из библейского Откровения, учили, что человек создан с телом и душой и, очистившись от страстей, останется по-прежнему духовно-телесным, но уже совершенным, прекрасным, святым.

 Утверждение же защитников вечности ада, что эту анафему о конечности адских мучений нужно понимать как осуждение не только полуязыческого (выражение Карташева) оригеновского апокатастасиса пантон (восстановления всего), но и совершенно другого учения об апокатастасисе многих святых, является, во-первых, противоречием очевидному факту (Собор не анафематствовал этого учения Отцов), во-вторых - прямым выпадом против самого Собора, будто бы осудившего учение тех святых, которые были прославлены самой Церковью.
Вопрос:
Что будет в жизни вечной с нехристианами, например, с буддистами?
Ответ:

Я слышал, что какой-то Осипов написал книгу «Из времени в вечность: посмертная жизнь души». Видимо, он там был, все видел, посмотрел, кто где находится, и вернулся, кстати, крайне удивленным тем, что в самом нижнем отделении преисподней, находится множество православных, да еще каких. Он спросил тамошнего заведующего этим отделением: как это понимать, почему здесь крещеные, причащенные православные? А тот ответил: они знали, как правильно жить, Сам Бог открыл им, но они лукавили и жили хуже нехристиан. Так, пусть теперь и посидят у нас в этом престижном месте.

Не будем гадать о судьбе кого бы то ни было. Оставим суд Богу. Мы не знаем состояния души ни одного человека. Есть Судья истинный, Который есть любовь. И Он сказал: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Матф.12:31,32). Видите, слово на Христа, то есть отвержение Его по неведению, простится. А что такое непростительная хула на Духа Святого? По святоотеческому учению, ею является сознательное противление истине, какое, например, видим у иудейского синедриона, постановившего убить Христа после воскрешения Им уже разлагавшегося Лазаря, то есть когда стало уже совершенно ясно, что этот Иисус и есть ожидаемый Мессия-Христос.

Эти православнейшие оказались хулителями самой Истины и погибли, а покаявшийся разбойник спасся. Если бы об этом не было написано в Евангелии, то никому и никогда в голову не пришло бы, чтобы праведные по всем нормам Закона Моисея фарисеи погибли, а бандит первым вошел в рай.. Потому о вечной судьбе отдельного человека мы ничего не можем сказать. Но можем и должны судить об истинности или ложности того или иного мировоззрения, той или иной религии, чтобы не пострадать за леность и небрежение к исканию истины.

О вечной участи всех людей находим и в Священном Писании, и у святых Отцов разные суждения. Одно - о спасении праведников и вечной гибели грешников. Другое – о спасении всех. О втором, как менее знакомом, приведу хотя бы несколько высказываний. Подробно об этом можно прочитать в указанной книге.

Апостол Павел писал: Христос есть «Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных», или:  «Бог будет всяческая во всех». В последовании Утрени страстной Пятницы слышим такие слова о Христе: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим…». В Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим…». Эта мысль звучит во множестве богослужебных текстов Октоиха, Триоди постной и цветной.

О том же говорят многие святые: Григорий Нисский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Амфилохий Иконийскй, Епифаний Кипрский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и другие.

Например, Иоанн Златоуст в Пасхальном слове: Христос опустошил ад, сошедши во ад… Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Епифаний Кипрский: Христос за нас Пострадавший,… ад соделал пустым. Амфилохий Иконийский: Когда явился аду, Он разорил гробницы его и … все были отпущены. Григорий Нисский: И по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота. Афанасий Великий в своем Пасхальном послании: Он весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада. Григорий Богослов высказывает мысль о том, что для непознавших Христа здесь возможно крещение огнем там, правда, самым мучительным и самым продолжительным, но которым очищается всякая скверна души.

Но это спасение стало возможным только благодаря Жертве Христовой. 

Церковь молится обо всем мире, а не только о верующих во Христа. Так что будем надеяться, что Господь никого не оставит Своей милостью -  и буддистов, и  атеистов, и всех прочих, и особенно нас, не редко лишь по названию, православных.
Вопрос:
У нас с супругом этим летом умер сыночек Ванечка. В конце мая друзья пригласили нас с детьми на дачу. В какой-то момент взорвался пластмассовый баллон с жидкостью для розжига костра, и на Ванечке загорелась одежда. Ванечка, абсолютно здоровый спортивный 8-летний мальчик, получил ожоги 75% тела. 25 дней он был в реанимации, перенёс несколько операций, но ничего не помогло. До конца жизни мы будем винить себя в том, что не досмотрели, не уберегли сыночка. Как нам жить дальше?
Ответ:
Грешно мучить себя ложными самообвинениями. Ванечка уже ДОМА. Господь сказал: “Таковых есть Царство Небесное” (Мф. 19: 14). Какое благо для него, что ему теперь не грозят земные несчастья, он не проведёт свою жизнь и не умрёт, неизвестно, как, и не попадёт, неизвестно, куда. Он ваш предшественник. Постарайтесь подготовиться, чтобы без стыда встретиться с ним.
Вопрос:
Насколько достоверно откровение блаженной Феодоры о мытарствах? Если оно истинно, зачем гадать о вечности мук или о Страшном суде, если есть конкретное откровение ученика Григория об этом?
Ответ:
Правильно, о таких вещах гадать нельзя. Нужно внимательно посмотреть, что говорят по этому вопросу святые Отцы. Если интересуетесь, можете прочесть их высказывания на моем сайте alexey-osipov.ru в книге “Бог”, раздел “Бессмертие”.

В отношении же видения блаж. Феодоры, например, схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания; вот в них, т. е. в Святом Писании, каждое слово боговдохновенно».