Вопросы и ответы

Выбор категории

Священное Писание

Вопрос:
В Евангелии от Марка, глава девятая, есть такие слова: «Учитель, мы видели человека, который Именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами, и запретили ему, потому что он не ходит за нами». Иисус сказал:  «Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо Именем Моим, не может вскоре злословить меня, ибо кто не против вас, тот за вас». Будьте добры, прокомментируйте эти слова.
Ответ:

Каждый человек есть образ Божий, и в нем в какой-то степени сохраняется понимание норм правильной духовной жизни. Поэтому,  когда не зная Христа, не зная Евангелия, он говорит истину, и даже, как написано, творит чудеса Именем Христа, то тогда он, конечно, не против вас, а за вас.

Но, к сожалению, можно, внешне исповедуя Христа, быть и против Него. Помните, в другом месте Евангелия Христос говорит: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22,23). Оказывается, ведущий беззаконную жизнь, хотя бы и исповедовал Христа языком и даже творил чудеса Его именем, является Его противником.

Так что важно не само по себе внешнее признание Христа, не иконы в доме, не формальное чтение молитв, что с нарочитостью, напоказ делают и многие колдуны и колдуньи, маги и экстрасенсы, чтобы поймать несведущих людей, а жизнь по заповедям Христовым и покаяние, которые и определяют близость человека Христу. Потому Христос в одном случае отвечает: «Тот, кто не против вас, тот за вас. Не запрещайте». А в другом: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Он-то видел душу человека.
Вопрос:
В Евангелии написано: «Всякий, призывающий Имя Господне, спасется». А еще там написано: «Если исповедуешь Иисуса Христа Господом своим, и веришь, что Он – Сын Божий и пришел от Бога, то спасешься». Как это трактуется у нас в Православии?
Ответ:

Уже говорилось, что можно по-разному произнести Имя Иисусово и исповедовать Иисуса Христа. Помните в Евангелии, как бесы кричали: «Ты - Сын Божий». Исповедовали они Его? Да, но во спасение ли? Сам Христос разоблачает такое внешнее, только языком исповедание: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю? (Лук.6:46). Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:23). Господь объясняет, какое исповедание является спасительным: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Иоан.14:21).

Оказывается, можно веровать и исповедовать Иисуса Христа по бесовски, а можно и во спасение. 
Вопрос:
Бытует мнение, что суть событий, описанных в Откровении Иоанна Богослова, может быть понята после совершения этих событий. Естественно, возникает вопрос, зачем написано Откровение, какая нам от этого польза?
Ответ:

Вы читали Откровение и видели, какие там образы, какие картины, какие необычные сюжеты. Подавляющее большинство их абсолютно не поддавалось осознанию вплоть до середины 20-го века. Но теперь благодаря научно-техническому прогрессу начинаем в них видеть и нечто достаточно понятное, что полезно знать до наступления окончательных событий земной истории, чтобы иметь возможность правильного понимания грядущего. Например, предсказывается, что каждому человеку на земле можно будет видеть образ зверя. До недавнего времени это выглядело как чудо или как фантастика. Теперь же ткни кнопку ящика и смотри, кого надо. А все эти ужасы уничтожения людей, деревьев, травы, всего живого в морях. А обжигающее солнце, отравление водных источников и т.д. Но сейчас всё это элементарно понятно. Стоит только почитать о последствиях ядерной войны, чтобы не осталось никаких сомнений в истинности Апокалипсиса. Он дан верующим как предупреждение с тем, чтобы они, видя эти реальные признаки приближающегося конца, покаялись, изменили свою жизнь. Вот какая нам польза от Апокалипсиса.

Но тем не менее необходимо помнить, что Апокалипсис ни за одним богослужением Православной Церкви не читается. И причина этого заключается в его таинственности. Лишь немногое из описанных в ней событий поддается однозначному пониманию. Большинство же из них открывается скорее временем, нежели вспотением ума. Поэтому любопытствующие попытки преждевременного разгадывания его тайн всегда чрезвычайно опасны. Эти попытки, как правило, приводят человека к фантазерству, мечтательности, духовной прелести, а нередко и к психическому расстройству – одним словом, к гибельному заблуждению. Все духовно опытные пастыри решительно предостерегают от “исследования” тайн Апокалипсиса.
Вопрос:
Есть такой вопрос из Евангелия от Иоанна. Христос, обращаясь к иудеям, говорит, что все, которые приходили до меня суть воры и разбойники. Но до Христа были и ветхозаветные пророки, Он и их имел в виду, не только язычников? 
Ответ:

Посмотрите, сколько раз Христос ссылается на пророков. Говорит о Моисее, Давиде, Исаии. Значит, не о них идет речь.

Но как сейчас, так и в те времена немало было людей, которые объявляли себя прозорливцами, пророками, даже мессией. О них Господь и говорит. И они действительно суть воры и разбойники. Посмотрите, сколько теперь лжецелителей, лжестарцев, лжехристов. То Виссарион с женой и детьми живет на Алтае, то Грабовой обещает воскресить убитых в Беслане, то недавно одна женщина меня убеждала, что Христос пришел под видом какого-то врача. И таких будет всё больше. Господь предупредил заранее учеников: Итак, если скажут вам: вот, [Он] в пустыне, - не выходите; вот, [Он] в потаенных комнатах, - не верьте, ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24: 26-27).

Вопрос:
Как отвечать на вопрос молодых людей, далеких от Церкви: «Если мы — дети Адама и Евы, значит, мы — дети инцеста?»
Ответ:
Не только у Адама и Евы, но и какое-то последующее время не было никакой опасности в родственных браках. Но когда стали замечать у детей, родившихся от подобных браков, физические и психические отклонения, возникло неприятие такой близости, запрет на неё, а затем и само понятие «инцест».
Вопрос:
Я не раз искал толкования фрагментов (Деян. 4: 37 и 5: 1-10), но так и не нашёл. Борцы за атеизм говорят, что этим религия зарабатывает на верующих. Истолкуйте эти фрагменты, пожалуйста.
Ответ:
Это была самая первая христианская община, в которой её члены, охваченные порывом жить во всём во взаимной любви, давали перед лицом апостолов клятву Богу ничего не иметь своего, но всё делить со всеми, прежде всего, с бедными. Данный случай поэтому никакого отношения к стяжательству не имеет. Дальше видим, что произошло с обманщиками. Это было потрясающее чудо, одно из тех многочисленных чудес, которыми явно подтверждалась божественность христианства. И если бы не было таких чрезвычайных чудес, христианство очень скоро было бы уничтожено.
Вопрос:
Современная физика утверждает, что Вселенная создана Большим взрывом, что описание создания Вселенной в Книге Бытия неверно, ибо Вселенная расширяется, и, если перемотать всё в обратном порядке, получается, что Вселенная произошла из одной точки.  
Ответ:
Библия — не научный труд по астрономии, физике и т.п., и само ее повествование о творении мира — не изложение научной концепции мирообразования. Это самое общее, схематическое представление на уровне мышления человека того времени (не позднее 15-ти столетий до н.э.) происхождения Вселенной и человека. Однако оно не является плодом каких-либо научных или философских изысканий. Это тот максимум понимания вопроса, которое могло быть доступно древнему человеку, и которое дал ему Бог. Поэтому сопоставлять данное библейское повествование с конкретными научными представлениями просто некорректно.

Но, даже и сопоставляя, можно видеть удивительную правду Библии, которая заключается, в частности, в том, что именно из одной точки потрясающей энергии произошла вся Вселенная. Этой сверхсильной точкой и является слово Самого Бога. Сказал Бог — и стало так. Библия даже указывает на поступательное развитие мира — т.н. дни, когда в переводе с еврейского йом означают дни, эпохи, периоды, временные ступени и т.д.

Вопрос:

Резюме.


Мф. 1:1-16 «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова…»

Библия прямо указывает на закон наследственной или родовой преемственности от предков к потомкам и добрых качеств, и греховных страстей (т.н. родового греха), во многом определяющих характер, поведение и весь нравственный и духовный облик жизни человека. По этому закону потомкам «передаются не только черты лица и особенности физической организации, но и психические свойства и наклонности ближайших и отдаленных предков»[1].

О наследственной, родовой, преемственности как добрых, так и отрицательных свойств  в человеке, как об очевидном факте, говорит и  религиозная, и медицинская, и историческая, и философская, и художественная литература. 

В Ветхом Завете, например, находим такие слова: «ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3,19), и, напротив: «блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс. 111, 1-2). Об этом говорят многие пророки. Это явствует и из вопроса апостолов: «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9,2)[2]. Свт. Григорий Нисский писал: «Как преемством принадлежащего каждому роду продолжается естество живых существ, так что по закону природы рожденное есть то же с родившим, так от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешный»[3].

Некоторые роды́ получают в Библии ярко выраженные характеристики, напр., род Ка́инов - «каини́ты» (ср.: Прем. Солом. 12;10), или, напротив, род Давидов, из которого была Матерь Господа Иисуса Христа.

Насколько взаимосвязано духовное состояние родителей и детей указывает, например, в одном из писем свт. Игнатий Брянчанинов: «Ваша добродетель будет привлекать благословение Божие на Вашего сына; а за согрешение Ваше может разразиться над ним гнев Божий. Помните это и укрепляйтесь»[4].

Какова же была человеческая природа Того, Жертва и Евангелие Которого явились спасением человечества? Господь Иисус Христос, хотя и «был сыном того Адама, над которым, как говорит Апостол, царствовала смерть»[5], и «утомлялся, и алкал, и жаждал, и был в борении, и плакал – по закону телесной природы»[6], в то же время, как рождённый от пречистой Девы и наитием Святого Духа, был, в отличие от всех людей, изъят из потока наследственной греховности. Как пишет свт. Григорий Палама, - Он «был единственным не зачатым в беззакониях, ни во грехах чревоносим»[7].

Мф. 1:17 «Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов».

Это схематическое представление родословной Христа по рода́м, связано, очевидно, с цифрой «7», являющейся священной в ветхозаветной иудейской традиции[8].




[1] Свящ. Алексий Бургов. Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев. 1904.  С. 146.

[2] См. также: Основы социальной концепции РПЦ. XII, 5.

[3] Твор. Ч. 2. М. 1861. С.446.

[4] Свт.Игнатий (Брянчанинов). Творения. СПб. 1905. Т.6, 305.

[5] Св. Ефрем Сирин.Толков. на Четвертое Евангелие. С. Посад. 1896.С.293.

[6] Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Св.-Троицкая Серг. Лавра, 1994. С. 679.

[7] Беседы. Беседа 16-я. Москва.1993. Т.1. С.155

[8] См., напрмер, прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. XIV (87). О родословии Господа и о святой Богородице.