Вопросы и ответы

Выбор категории

Духовная жизнь

Вопрос:
Есть ли возможность жить, как неверующий и колеблющийся большую часть жизни, а потом истово бить поклоны в храме, причаститься, исповедаться, получить все блаженства и попасть в рай? Разбойник-то ведь спасся.
Ответ:

Это просто самообман. Как дьявол называется лукавым, так и здесь то же самое лукавство: сейчас поживу без совести, а потом стану святым. Кто так лукаво мыслит, тот вовеки веков не покается. Совесть – свойство серьезное, и когда она сознательно сжигается, то воскресить ее в одночасье невозможно. Одно дело, когда человек по незнанию живет не по-христиански, и совсем другое, когда он сознательно попирает законы совести, лукаво надеясь, что когда-нибудь покается.

Почему справа распятый разбойник покаялся, а слева - поносил Христа? В чем дело? Нет сомнения, что правый, хотя и грешил, но страдал об этом, переживал за свои преступления. И Бог, видя его внутреннее состояние покаяния, дал ему возможность, хотя на кресте, для покаяния. А у левого разбойника ничего подобного не было в душе, потому и умер без покаяния. Поэтому заниматься самообманом, обольщаться подобными лукавыми мыслями избави Бог.

 

Вопрос:
Я обратилась по телефону в организацию, которая помогает откорректировать судьбу, так как у меня появились проблемы с мужем, зачинщицей которых была я сама, и терпение мужа, видимо, лопнуло. Мне пообещали помочь, сказали купить таких и таких икон, свечей и молиться сорок дней.

Уже на пятый день молиться я перестала, и после этого ко мне пришли помыслы от лукавого и бесы. Я не могла самостоятельно избавиться от этого, хотя умею молиться от пятидесятнической церкви. Я и во сне молилась, и в итоге бес меня оставил, однако мысли не оставили. И по сей день я борюсь с ними, но туда я больше не хочу. Я была крещена в той церкви, но хочу креститься в церкви православной и идти путём православия. Что мне делать?
Ответ:
1. Прежде чем креститься, нужно узнать, что такое Православие. Крещение без знания и веры ничего не даст!

2. Молитва на языках – это самообман, а не молитва. Ибо молитва заключается не в произносимых словах, а в покаянии о сделанных грехах.

3. Когда мучают мысли, то с покаянием произносите молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную!
Вопрос:
Скажите, как научиться доверять Богу? Не могу сказать, что моя жизнь полна скорбей и испытаний, скорее, наоборот, она достаточно спокойная. Но в последнее время я ни в чём не нахожу мира и радости, поскольку все время беспокоюсь о семье, о своём здоровье, о различных делах, которые должен сделать, и это беспокойство меня измучило. Молитва и память о том, что Господь обо всех имеет благой промысел, и что случайностей не бывает, мне не помогают.
Ответ:
Опытные в таких вопросах люди говорят, что когда происходит подобное, то нужно постараться увидеть причины. Они всегда двух родов и действуют вместе. Первая из них – наше нерадение к молитве, покаянию и терпению ближних, что приносит горькие плоды. Вторая – забвение о Божием, которая научает нас рассудительно относиться к своей духовной жизни, а не нестись по течению, куда кривая выведет. Для священника же такое состояние особенно полезно, поскольку, испытав это на себе и правильно пережив, он сможет реально, а не пустым празднословием помочь обращающимся к нему. Ибо, говорят Отцы, не искушен – не искусен.

Приходилось читать, что, подобное состояние происходит, прежде всего, от нашего маловерия. Мы не верим, что Бог есть всемогущая любовь и без нее ничего, в том числе и ничего плохого, не может произойти с нами. Св. Исаак Сирин писал: «Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без дозволения о всех Промысляющего и всем Управляющего» (Сл. 31,204). «Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей, и исполняла на ней волю их» (31,205). Он пишет и о том, что “всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отвращает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца» (79). Поэтому нужно и потерпеть. Ибо, как говорил прп. Тимофей Валаамский: «Терпеть не будешь, бесу жертвою будешь».

Если у нас не будет скорбей внешних или внутренних, то мы окончательно развалимся. Поэтому, когда они приходят, необходимо заставлять себя благодарить Бога, многократно повторяя: «Слава Тебе, Господи, благодарю Тебя, достойное по делам моим получаю. Слава Тебе»! Это совет святителя Игнатия Брянчанинова. Все, исполнившие его, получили большое облегчение и даже исцеление.
Вопрос:
Дважды прослушав Вашу лекцию «Добрые дела и подвиги», я задалась вопросом, как же угодить самому себе, чтобы стать угодной Господу. Насколько я поняла, Господу мои заслуги не нужны, они нужны мне. Казалось бы, подавая нищему, я делаю доброе дело, но я превозношу себя над ним и этим совершаю грех. Как же мне жить, чтобы радоваться самой себе? А может быть, всё намного проще, и следует жить всего лишь по совести, чтобы ни о чём не жалеть?
Ответ:
Вы правы, нужно жить по совести. Но есть совесть, всем привычная, которая не беспокоит, когда мы кого-то осуждаем или допускаем тщеславные или иные дурные мысли, поскольку это не запрещает обычная мораль. А христианство говорит, что такие внутренние поступки ранят человека, и призывает его каяться и бороться с этим. Видите, какая разная совесть в обоих случаях?

Было бы прекрасно, если бы мы могли жить по христианской совести. Тогда, конечно, нам не пришлось бы ни о чём жалеть. Но возможно ли нам не осуждать, не допускать дурных мыслей, не злиться, не завидовать, не тщеславиться своими добрыми делами?

Потому христианство и предлагает нам раскаиваться перед Богом, а временами и перед священником в этих грехах. И тот, кто постоянно и искренно это делает, исповедуется и причащается, получает облегчение для души и радость в жизни, ибо с Богом всегда радостно. Бог ведь не судья, а врач, Он всегда готов исцелить наши раны от грехов.
Вопрос:
Я христианин, татарин, родился в мусульманской семье. Почему православие — мёртвая вера? Почему ислам, католицизм, буддизм, иудаизм — мёртвая вера? Почему современная Христианская Церковь — мёртвая вера? Почему не следуем за Христом, не ищем, не слышим и не видим Его, не берём свой крест, не умираем для себя? Почему никто не хочет искать реального живого Бога, а все идут в церковь, чтобы стать идолами, ходить в заблуждении, поклоняться иконам, идолам, демонам и т.д.? Зачем поклоняться мёртвым?
Ответ:
Следовать за Христом — значит не осуждать, не обманывать, не лукавить, не блудить даже в мыслях и так далее. Но это очень трудно, а мы все, за редчайшим исключением, ленивые и маловерующие, и мы не берём свой крест, чтобы идти за Христом. Поэтому и христиане, и мусульмане, и иудеи, и прочие являются почти мёртвыми, а то и совсем мёртвыми.

Иконы же для нас — это только изображения тех святых лиц, которые напоминают нам о том, как правильно нужно жить. Поэтому мы к ним относимся с уважением, почтением и благоговением, как к фотографиям любимых и дорогих лиц.

Поскольку мы верим, что они и после смерти нас видят и слышат, и их молитвы особенно сильны, мы обращаемся к ним с просьбой молиться Богу за нас. Но не они сами, а только Бог может нас спасти, может помочь нам. Так что иконы для нас — это образы святых и очень почитаемых людей, но никак не боги, не идолы, не демоны.
Вопрос:
В одной из передач на телеканале «Союз» Вы говорили, что православие указывает ясный путь к достижению Царства Божия, которое, по слову Христа, внутрь нас есть. Мне уже 70 лет, но я этого пути, к сожалению, не нашёл. Я постоянно читаю Евангелие, Святых Отцов, участвую в Литургии, постоянно молюсь, но истинной связи с Богом так и не нашёл. Священники, православные сайты и радио говорят в основном только об околоцерковном и внешнем, а не о ясной последовательной методике спасения и особенно достижения внутреннего Царства Божия. Прошу Вас, составьте краткое методическое руководство к достижению внутреннего Царства Божия с описанием того пути, о котором Вы упоминали, не раскрыв его во всех подробностях.
Ответ:
Я многократно говорил об этом в лекциях о духовной жизни, поэтому сейчас отвечу кратко. Суть этого «метода» — в правильной духовной жизни. А внешняя сторона (чтение Евангелия, Святых Отцов, богослужения, пост, утренние и вечерние молитвы, исповедь, причастие и прочее) при верном к ней отношении является только помощью в духовной жизни.

Сама же духовная жизнь заключается, во-первых, в тщательном охранении своей совести от противоречащих заповедям Евангелия греховных мыслей, чувств и желаний, поскольку они являются источником всех наших бед. При каждом нарушении необходимо сразу же каяться перед Богом. А перед священником достаточно исповедоваться только в самом главном, что наиболее упрекает совесть. Во-вторых, духовная жизнь невозможна без правильной молитвы, совершаемой со вниманием, покаянием и благоговением.

Детально рассматриваю эти вопросы на спецкурсе «Основы духовной жизни», размещённом на сайте alexey-osipov.ru. Если Вас интересует углубленное понимание этого метода, настоятельно рекомендую творения святителя Игнатия (Брянчанинова), письма игумена Никона (Воробьёва) и схиигумена Иоанна (Алексеева) Валаамского.
Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, как понять слова: «Смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений»?
Ответ:
Смирение невозможно приобрести без осознания (разума) своей неспособности не лукавить, не лгать, не осуждать и т.д. Но само это осознание (разум) рождается лишь в борьбе с искушениями.
Вопрос:
Почему мы столько лет ходим в храм, а наша жизнь не меняется, какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину?
Ответ:

Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, и каким я был – таким остался. Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: само понимание Православия мы свели к исполнению чисто внешних церковных предписаний. Ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, венчаемся, соблюдаем посты, подаем записки, ставим свечи, читаем молитвы. Такого христианина называют воцерковленным. А при всем этом, оказывается, что он ни разу не помолился. Молится, когда его постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное - тогда кому только не молится. О самом же главном – о грехах - редко молимся, вяло, формально. Но без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Речь идет не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой называется, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Так, святитель Игнатий Брянчанинов писал: без внимания любая молитва «не молитва. Она мертва! Она - бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие». 

Духовная жизнь невозможна без решимости христианина жить по всем заповедям Евангелия и без искреннего покаяния в их нарушении. Если же этого нет, когда о заповедях не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи, обряды и предписания, когда не боремся с завистью, тщеславием, с неприязнью и прочими вещами, которым нет числа, когда, кажется, каемся, но опять спокойно продолжаем жить по-прежнему, то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть изменений, если сама исповедь – не покаяние с решимостью не повторять этих грехов, а лишь отчет о проделанных грехах, если Причастие – обычай. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в котором, по Отцам, наше спасение? Потому и остаемся без плода.
Вопрос:
Можно ли мирянину руководствоваться в жизни трудами святителя Игнатия Брянчанинова, его аскетическими опытами или другими трудами? Ведь он сам при жизни советовал изучать труды Тихона Задонского и не рекомендовал мирянам читать святых отцов, которые писали для монахов. Понимаю, что Господь в лице свт. Игнатия дал нам бесценное сокровище, но как им правильно воспользоваться?
Ответ:

Есть определенные принципы духовной жизни, соблюдение которых необходимо для каждого человека и тем более для христианина. А есть особенности  духовной жизни, которые обусловлены главным образом степенью ревности человека к этой жизни и ее условиями. Речь идет о тех двух ступенях, о которых сказал Сам Господь в беседе с богатым юношей, указав, что для спасения необходимо исполнение известных заповедей, а для достижения совершенства - отречение от всего (Мф. 19: 17, 21).

Ясно, что мирянину практически невозможно вести тот аскетический образ жизни  с постоянным умным деланием, к которому призывается монашество. Но, тем не менее, принципы духовной жизни и здесь, и там остаются одни и те же. Каков главный критерий правильной духовной жизни? Он один и для монаха, и для мирянина. Его кратко выразил один из отцов Церкви преп. Петр Дамаскин: «Первым признаком начинающегося  здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Отсюда проистекает смирение, из которого только рождается истинная любовь.

Потому свт. Игнатий Брянчанинов  писал: “Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству”. То есть монашество и мирянство – это не разные веры, но особые образы жизни. Мирянам в творениях святых отцов нужно брать не специфически монашеское, а то основное, о чем так четко сказал преп. Петр Дамаскин.

У святых отцов есть труды, адресованные отшельникам, затворникам, подвижникам, о подвигах которых и их состояниях мы даже и помыслить не можем. Читать их мирянам не безопасно, ибо легко впасть в мечтательность и в прелесть. Потому святитель Игнатий советовал читать Иоанна Златоуста, Тихона Задонского, Паисия Величковского, Георгия Затворника, он часто ссылается на Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Серафима Саровского. Конечно же, необходимо читать творения его самого и письма его верных учеников: игумении Арсении (Себряковой), схигумена Иоанна Валаамского, игумена Никона (Воробьева).
Вопрос:
Я пятнадцать лет хожу в церковь, и не замечала, чтобы изменения какие-то были. Но последние года два-три я стала свои грехи так чувствовать, что стала за них страдать. У меня что-то переворачивается внутри, жалко людей всех, детей особенно. Работаю я нотариусом, у меня очень много искушений на работе, и мне приходится всех клиентов успокаивать, уговаривать, умолять. И я сама чувствую, что Господь идет мне навстречу, мои пожелания Он исполняет. Если  я чего-то не хочу, ну, допустим, куда-то поехать, то так поворачивается, что я и не еду. Господь всегда помогает, и я очень рада, но не знаю даже, отчего это происходит. Вот и  хотела спросить.
Ответ:

Благодарите Бога за Его помощь, но нельзя допускать мысль, что Он награждает Вас за любовь к людям, особенно к детям – это естественная любовь, природная, но не духовная. Ведь если мы заглянем немножко внутрь себя, то увидим, что в нашей душе настоящий Ноев ковчег, в котором гади, их же несть числа. Верное духовное направление определяется тем, когда человек все больше начинает осознавать не чистоту свою перед Богом, а свою греховность. Мы не лучше других людей. Но это, к сожалению, не просто увидеть. Поэтому никогда нельзя забывать прекрасные слова свт. Феофана Затворника, сказанные обо всех нас: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь, якоже прочии человецы» (= сам дрянь дрянью, а все твердит: я не такой, как прочие люди). Забвение этого может погубить нас.

Страдать же за грехи можно по-разному. Можно страдать по гордости: как это я мог такое сделать! - и приходить от этого в отчаяние – это уже духовная беда. А можно страдать, сознавая свою испорченность и бессилие исправиться без помощи Божией – и каяться, всё больше смиряясь перед Богом и людьми – это верное направление. Помоги Бог!