Вопросы и ответы

Выбор категории

Бог

Вопрос:
Мне 31 год. Я юрист. До недавнего времени я сомневался, есть ли Бог, и верю ли я в Него. Я считал себя скорее атеистом, но крест на всякий случай не снимал. Несколько дней назад случилось чудовищное событие — жестокое убийство 4-х летней девочки в Москве сумасшедшей узбечкой-няней. Теперь я точно знаю, что Бога нет, и крест я больше не ношу. Дня 3-4 мне было плохо, несколько раз я чуть не потерял сознание от ужаса, потому что у меня самого две дочки: 1,5 и 3,5 года. Это кровавое безумие невозможно объяснить или пережить. Скажите, как ваш злой Бог мог допустить такое изуверство? Где Он был? Чем эта бедная девочка или её родители так страшно провинились, что их постигла такая чудовищная кара?
Ответ:
Христианство утверждает, что Бог не хозяин над человеком, что Он не рабовладелец. Человек перед Ним не игрушка, которой Он распоряжается, как Ему угодно, а подобное Ему существо, образ Божий, обладающее полнотой свободы. Поэтому Бог не может нарушить свободы человека, не может даже спасти его без его воли.

Бог и насилие несовместимы. Единственное «оружие» Бога — это Любовь. Он — только врач, призывающий человека к правильной жизни и указывающий, какое великое благо он приобретёт, если будет следовать Его заповедям, высшей из которых является любовь. Христос пришёл не императором, Он не заставил человека следовать истине и совести, но призвал его Своим Крестом любви. Каждому человеку Им дана полная свобода следовать добру или злу.

Но такой христианский Бог мало кому нравится. Подавляющее число землян хотят бога справедливости — властителя, который распоряжался бы судьбой человека, считаясь не с его свободой, но со своим эталоном правды, который сломает руку убийце, закроет рот клеветнику, отнимет деньги у ростовщика и силой заставит людей быть добренькими. Именно такого справедливого бога-рабовладельца рисует себе фантазия всего нехристианского мира, да и множества христиан. Потому и будет принят антихрист, который не любовью, а насилием заставит всех быть нравственными.
Вопрос:
В своих лекциях Вы затрагиваете вопрос разума и веры и говорите, что человеку не дано познать истину. Вы говорите это как человек, познавший сущность христианства с помощью разума. Каким же образом мы можем понять Библию, если не умом? Из этого возникает интересный вопрос познания истины. Если мы не знаем истину, а истина содержится в Библии, то как мы её познаём, если, по Вашему же утверждению, нам не дано её познать?

Если говорить о вере в истину, то, опять же, непонятно, как можно верить в то, что непонятно, ведь догма — это то, что не нужно подвергать критике, но и её надо понимать. Из этого я делаю вывод, что верить без понимания невозможно. Все эти вопросы у меня возникли из-за происходящего кризиса христианства и кризиса православных стран, который Вы сами и отметили.
Ответ:

Первое, что вспоминается: глупость не понимает своей глупости, а разум видит своё неразумие и понимает, что его познания всегда ограничены, несовершенны и в этом смысле — неистинны. Как писал Гейзенберг, с помощью рационального мышления нельзя прийти к абсолютной истине. Таковы реальные возможности нашего ratio. Но, понимая, что мы с помощью разума никогда не сможем познать истину в полноте, нельзя сделать вывод, что мы не можем её постигать вообще.

Христианство поэтому и призывает человека к осознанию ограниченности своего ума, к смирению и к вере Христу, Который указывает другой путь познания истины — путь правильной духовной жизни, открывающий человеку истину не на пути логики, но непосредственным её видением.

Святой Исаак Сирин кратко выразил эту мысль так: «Душа видит истину Божию по силе жития», — а не по степени вспотения своего рассудка. Рассудочное знание является только необходимым вектором, указывающим верное направление жизни.

Поэтому человеку не только задано верное направление, но и даётся познание истины, хотя всегда и относительной. При этом основные истины веры и жизни, содержащиеся в Евангелии, человек в какой-то степени познаёт и умом, но сущность христианства познаётся только жизнью по евангельским заповедям. Христос прямо сказал: «Блаженны нищие духом (достигшие смирения), ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3).

Вопрос:
За что Бог наказывает ребёнка, когда маньяк или педофил люто издевается над ним?
Ответ:

Два варианта ответа на Ваш вопрос: или эта трагедия является случайностью, или она произошла в силу действия каких-то законов духовной жизни человека и общества. Первый вариант не только ничего не объясняет, но и в принципе ставит человека перед лицом полной неопределённости жизни и, следовательно, ожидания в любой момент, чего угодно.

О втором варианте христианство говорит, что вся внешняя жизнь людей обусловлена их внутренней жизнью в силу реально существующих духовных законов. И, поскольку все люди представляют собой не мешок гороха, а единый целостный организм, то духовное и нравственное состояние каждого человека влияет на всех других.

Особенно тесную связь между собой имеют родители и дети. Ребёнок — это живая часть родителей. И он, как лакмусовая бумажка, отражает их духовное состояние и испытывает на себе все его последствия. Это видно на ярком примере детей пьяниц, наркоманов, разного рода преступников.

Страшный случай, о котором пишете, является ещё одним примером последствий нарушения законов духовной жизни, прежде всего, ближайшими родными ребёнка (родителями, дедами, воспитателями) и, естественно, данным обществом в целом.

Не Бог казнит и награждает, разрешает и запрещает, но всё происходит по Его незыблемым духовным законам, исполнение или нарушение которых влечёт за собой соответствующие последствия в нашей жизни. Невозможно не произойти несчастью в зоне повышенной ядерной радиации, если не будут соблюдаться все условия предосторожности.

Так и по законам духовной жизни, где повышенный уровень духовной и нравственной деградации общества, там закономерно будут происходить любого рода несчастья и с взрослыми, и с детьми, и с обществом, и с целыми народами. А потом и со всем человечеством, как об этом предупредил Христос: «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13: 4, 5).
Вопрос:
Вопрос о промысле. Не могу услышать чёткого ответа на него нигде. Если что-то происходит в жизни, Господь управляет всегда и всем? Можно ли в душе иметь надежду, что всё по Его воле? Бывает так, что ты в каком-то деле вроде бы сделал всё, что мог, и как считал нужным, а обстоятельства всё складываются и складываются таким образом, что ты вынужден принимать какие-то решения, часто в чисто бытовых вещах. Почему же так происходит, неужели это случайность? Или Господь направляет всё очень деятельно, и эти обстоятельства человеку для чего-то нужны?
Ответ:
Человек устроен в полном соответствии с божественными свойствами (он — образ Божий), и эти свойства являются законами его жизни, так же, как и свойства окружающего природного мира являются законами для его тела. И, поскольку высшим божественным свойством является любовь, то она оказывается и первичным законом жизни, по которому все обстоятельства, внешние и внутренние, всегда изменяются наилучшим образом для человека, исходя из его духовного состояния, причиной которого является только он сам, его свободная воля. Таким образом, человек оказывается творцом своей судьбы, всех перипетий своей жизни. Под промыслом Бога и подразумевается то непрестанное действие Его любви по отношению ко всему сотворённому миру и, прежде всего, к человеку, которое всегда ищет пользы, и временной, и вечной.  
Вопрос:
Прошу Вас порекомендовать мне литературу для правильного восприятия важнейшего фундаментального положения православия: Бог есть Любовь. В этом догмате веры Бог — Высший Дух, Тот, Кто существует. Любовь — это чувство, которое исходит от того, кто существует. Признаюсь, меня мучает противоречие, возможно, надуманное: как можно утверждать, что чувство есть источник этого чувства? Возможно, я неправильно, некорректно формулирую вопрос и пытаюсь сравнить то, что не подлежит сравнению.
Ответ:
По мысли Святых Отцов, Бог есть предельная простота. Все библейские определения Бога являются ни чем иным как некой попыткой приблизить понимание Его к нашему человеческому сознанию. В действительности в Нём нет никаких элементов и частей. Бог — не существо, не чувство, не разум, всё в Нём — единое и неделимое. Он — первичная простота. Христианство открыло человеку, что это единое точнее всего можно выразить понятием Любовь. Ибо ничего более высокого для человека нет.

Если хотите подробнее ознакомиться с этим вопросом, можете прочесть:

Беляев А.Д. Любовь Божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной. Изд. 2-е. М., 1884.
Вопрос:
Чаще всего, когда человек увидит, что этот миг жизни не имеет смысла, если нет Бога и Вечности.
Ответ:

Как человек приходит к вере?

К вере истинной, а не формальной приходят те, которые увидят, прежде всего, бессмысленность той пустоты, суеты, дел и безделья, в которых они постоянно живут. Такое ви́дение приводит человека к вопросу о смысле жизни, рождает мысль о Боге, о вечности. Особенно часто это происходит в связи со смертью детей, родных и близких. Но наиболее твердо и глубоко становится верующим тот человек, в душе которого пробудится чувство раскаяния в своих неправдах, бессовестных поступках, преступлениях и проч. Такое раскаяние, исходящее из глубины сердца, уже приводит его к Христу по-существу, изменяет его жизнь, делает истинным членом Церкви.

Вопрос:
Почему мир создан так, что все друг друга поедают, для того чтобы жить? Самое главное, люди убивают животных, животные едят друг друга и так далее. С самого детства, как только я это осознала, я живу как в аду. Иногда я ненавижу Того, Кто создал меня и этот мир страданий. Я часто подумываю о самоубийстве. О какой геенне можно говорить? Этот мир и есть геенна.
Ответ:
Эта тяжелая картина жизни, о которой Вы говорите, не изначальна в мире. Она явилась в результате гордой мечты первого человека стать богом во вселенной. В Библии это событие описано как искушение змия сорвать плод с древа познания добра и зла и стать “как боги”. Эта гордыня извратила душу и тело человека, что выразилось в нем в виде властолюбия, алчности, жажды наслаждений. Уже старший сын Адама Каин убил своего брата Авеля по зависти. Так началась литься кровь в мире человеческом и в силу этого и в животном. Так возникла геенна на земле. Но не все и не всегда подчинялись этому новому страшному закону. Иисус Христос призвал человека к любви, обещая каждому, кто последует Его слову, вечную жизнь, в которой уже не будет ни насилия, ни смерти, ни геенны, но только бесконечная любовь. Поэтому каждому человеку необходимо во время земной жизни искоренять из своей души всякое зло, во всех его формах с тем, чтобы достойно войти в Царство Небесное. Мысль о самоубийстве – от дьявола, и ни в коем случае нельзя подавать ему руку.
Вопрос:
Есть ли воля Божия в рождении ребёнка с дефектами развития мозга, когда из мозга не поступают команды в тело, поэтому оно не двигается, нет сосательного рефлекса, дыхание поддерживается с помощью аппарата, глаза не открываются? По воле Божией ребёнок должен был умереть, но современная медицина умереть ему не даёт. Получается, что медицина нарушает волю Божию, противостоит ей, прикрываясь гуманностью, заботой о жизни младенцев. Медицина должна выхаживать всех детей, родившихся с весом более 500 граммов, но все выжившие — калеки. Зачем Богу нужны тысячи психически нездоровых уродов? Неужели только для того, чтобы нормальные люди стали милосерднее?
Ответ:
Любовь к Богу состоит в исполнении Его воли, Его заповедей. Рождение ребёнка в таком состоянии совсем неслучайно, оно произошло по воле Божией. Поэтому в данном случае, если мы хотим поступить правильно, мы должны принять ребёнка таким, каков он есть, и ухаживать за ним, неся свой крест. Поступить иначе значит, воспротивиться Богу.

Очень сочувствую Вам. Молитесь: «Господи, достойное получаю по делам моим. Да будет воля Твоя». Помилуй меня!»

Медицина думает не о воле Божией, а творит свою волю, отсюда и результаты.
Вопрос:
Как доказать, что Бог действительно есть, что это не миф?
Ответ:

Доказать существование чего- или кого-либо, значит дать возможность убедиться в этом. Есть два способа убедиться: или поверить свидетельствам очевидцев, или проверить самому предлагаемое ими средство.

Христианство предлагает человеку оба эти метода. У него бесчисленное количество свидетелей и очевидцев бытия Бога, в здравости ума и кристальной честности которых нет сомнений – это те, которых оно называет святыми, преподобными, поскольку они достигали высочайшей духовной и нравственной чистоты в своем уподоблении всесвятому Богу. Миллионы из них были поставлены перед выбором: отречься от Христа, чтобы сохранить свою жизнь, или умереть в страшных страданиях. Они избрали смерть, но не отреклись. Церковь называет их святыми мучениками. Так вот, эти миллионы святых и преподобных утверждали не просто: «Я уверен, что Бог есть», но: «Я знаю, что Он есть, ибо Он открылся моей душе с непобедимой силой».

Но есть ли возможность проверить этот опыт богопознания? Да. Способ проверки в руках каждого человека. Этот способ: подобное познается подобным. Бог есть святость, и тот, кто действительно хочет убедиться в Его бытии, должен приложить все усилия к тому, чтобы очистить свою душу от всякой нравственной и духовной грязи в делах, словах и мыслях. В Евангелии этот способ выражен кратко: Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Каждый, кто становился на этот путь очищения от страстей, удостоверялся не только в бытии Бога, но и в том, что Он есть любовь.

А какие доказательства веры в Его небытие?! Спросите верующего в небытие Бога: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». В ответ молчание. Но ответ есть: необходимо самому проверить религиозный путь жизни! То есть, чтобы ответить на важнейший для каждого человека вопрос: есть Бог или нет Его, то и религия, и атеизм в парадоксальном единстве призывают человека к одному и тому же - религиозному пути жизни!

Вопрос:
Вы однажды привели такой образ: разве меня Бог наказывает, если я пью, и у меня печенка отказала. А если я не пью, а у меня печенка отказала, я не курю, а легкие больны, сладкого не ем, а сахарный диабет, еще и с детства – тяжелый инвалид. В таком случае  кто кого наказал?
Ответ:

Что человек постоянно наказывает себя пьянством, объедением, ссорами, драками, нечестностью и т. д., и т.п. – это очевидный факт, и думаю, никто в этом не сомневается, поэтому обвинять Бога здесь просто стыдно. А по какой причине мы рождаемся больными или заболеваем без видимых причин, спросите врачей, и они назовут тысячи причин: наследственность, экология, химические добавки и препараты, повышенная радиоактивность, нервные стрессы… Все эти причины опять-таки порождены человеческой деятельностью. Человек есть часть своего рода и племени, соответствующей социальной и природной среды, и он несет на себе последствия ненормальной духовной, нравственной и биологической жизни своих отцов и праотцев, бесконтрольного научно-технического развития. Почему же не у всех детей последствия бывают одинаковы? И на этот вопрос ответят генетики, биологи, врачи, почему так происходит.

По христианскому учению нет случайностей. Всё в жизни человека происходит закономерно. И начальной точкой, из которой развивается вся цепь жизненных событий, является свобода человека, избрание им в каждый момент времени добра или зла, совести или ее попрания. Бог создал человека со свободной волей, способным нарушать эти законы, не стоит. Без свободы нет человека. И жизнь каждого отдельного человека и всех поколений, оставляет после себя как добрые, так и горькие плоды своей духовно-нравственной, научно-технической и культурной деятельности, которые и обнаруживаются в последующих поколениях. Вот здесь-то мы все друг друга и наказываем, и награждаем. Разные есть роды.