На супружескую жизнь благословляет сама Церковь Таинством Венчания. Деторождение является только следствием христианского брака, но не целью, которая заключается во взаимной помощи супругов в христианской жизни. Супружеские отношения не зависят от рождения детей, и даже бесплодие не может быть препятствием к этим отношениям. Как и прочие естественные потребности, благословляемые Церковью, они не греховны, более того, как Вы правильно заметили, они укрепляют семью.
В контексте церковных правил поста они имеют иной характер. Если постом потребность в пище всё же удовлетворяется употреблением других продуктов, то супружеские отношения ничем заменить нельзя. В то же время, например, далеко не все могут воздерживаться 40-50 дней. Поэтому в данном случае необходимо выполнить основное правило поста — разумное, добровольное, по взаимному согласию и по совести, воздержание супругов на доступное их нравственным силам время, но обязательно как выражение своего благоговения к тому послушанию, которое дано Церковью для нашей пользы.
- Апостол Павел пишет, что священником может быть только тот, кто хорошо и правильно управляет своим домом. А если он домом не умеет управлять, как он тогда может управлять общиной, какие он может давать советы? О том, как правильно воспитывать детей, достаточно внимательно почитать послания этого апостола: там даны все рекомендации, как должен священник вести себя по отношению к детям, и какими должны быть дети. А если детям будет дана та свобода, которую сегодня пропагандирует западная ювенальная юстиция, полностью отменяя наказания, то мы из детей воспитаем не людей, не христиан, а эгоистов-господ, рабами которых в первую очередь явятся родители. Сам Господь поэтому предупредил: И восстанут дети на родителей и убьют их.
- Многие священнические семьи многодетные. Давайте поговорим о воспитании детей в большой семье. Часто мы, православные журналисты, рисуем многодетность как панацею от всех педагогических проблем, но на самом деле это, конечно, не совсем так: у многих многодетных семей сложностей тоже хватает. Как строить воспитательный процесс в многодетной семье, чтобы не упустить никого из детей?
- Можно сначала отвечу немного о другом? Нет добродетели без рассуждения, - говорят святые отцы. Это прямо относится и к многодетности. Женщина, даже намереваясь купить какую-нибудь вещь, прежде рассматривает ее, обдумывает: купить - или не купить. О рождении же еще одного ребенка, который войдет по вашей воле в современный наполненный всеми гадостями мир, многие православные совсем не рассуждают, произнося бездумную фразу: «как Бог даст». А послали бы вы своего ребёнка в компанию, где разврат, богохульство, сквернословие? Но разве не видите, что теперь творится на улицах, в школах, в интернете? Рассчитываете вы свои духовные, моральные, да и материальные, силы и возможности на семь-десять человек? Дай Бог воспитать хотя бы двоих-троих детей способными противостоять всему этому. Вот, по-моему, как нужно рассматривать этот вопрос.
Нельзя же бездумно относиться к такому серьёзнейшему вопросу. И если будет принято решение повременить ради любви к тому, кто появится на свет и окажется в тяжелейшей ситуации, то это делать нужно, конечно, без всяких греховных методов.
В этом вопросе надо быть очень осторожным и рассудительным. Это раньше было в наших православных деревнях, когда детей воспитывала вся община, когда любой прохожий мог подойти к ребенку, и сказать ему, что считал нужным, и даже наказать его, - любой! И самым страшным наказанием было: «скажу родителям». Все общество воспитывало! А теперь? Не тронь моего ребёнка! Надо правде смотреть в глаза, а не сваливать на Бога свои прихоти и безрассудство: «как Бог даст!». Повторю слова святых отцов: нет добродетели без рассуждения!
- Ваша точка зрения по этому вопросу широко известна, и в нашей епархии мы, конечно, тоже обсуждали ее в нашем православном женском кругу. И, вы знаете, многие христианки заочно возражают вам: все-таки супружеское общение нравственно амбивалентно, энергоемко, и настолько много отнимает духовных сил у мужа и жены, что подвиг деторождения и воспитания детей становится как бы оправданием, освящением супружеского общения. Поэтому «страхуясь» от детей - плодов супружества, используя даже вроде бы такой «естественный» метод как «календарное воздержание», христианки испытывают укоры совести. Именно поэтому, а не от бездумности, и рождается это выражение: «как Бог даст».
- А воспитание детей разве не энергоёмко, не требует духовных сил? Никакого оправдания и освящения нет, если дадут жизнь тем, которые превратятся потом в неизвестно кого. Это в иудейской религии весь смысл брака в детях. В православии никогда такого не было. Но есть совсем другое: рождение ребёнка – это подвиг его воспитания для Царства Небесного, а не для страданий земных и посмертных мучений от тех страстей, которыми они заразились в ненормальной среде. «Дурные сообщества развращают добрые нравы», - говорили древние римляне.
Такого различия нет, ибо спасение любого человека совершается на основании одних и тех же заповедей и по одним и тем же духовным законам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так выразил соотношение между тем и другим: «Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству». Правило 10-е Гангрского собора гласит: «Если кто из соблюдающих девство станет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет отлучён». Были случаи, когда даже великим подвижникам Господь указывал поучиться смирению у мирян.
Так, преподобный Макарий Великий был послан Богом поучиться к двум замужним женщинам, а преподобный Антоний Великий с этой же целью – к александрийскому сапожнику. И тот, и другой увидели в этих живущих в миру людях пример такого осознания своей греховности, своего недостоинства, смирения, которого даже они сами не имели, и возблагодарили Бога за это научение.
Хотя, конечно, возможности освобождения от страстей и достижения духовного совершенства в монашестве и в супружестве различны. Господь объяснил, при каком условии верующий может стать монахом не по форме, а по существу: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21).
– Иисус Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Из истории христианства мы знаем немало случаев, когда люди отвергались всего, в том числе и семьи, и становились подвижниками. Но священники говорят, что пока с тобой жена, благословения на монашество тебе никто не даст. Как этот вопрос можно решить?
– Святые отцы говорили, что всё нужно делать с рассуждением. Это относится и к духовной жизни. Всему своё место и время. Искренно стремящийся к монашеству должен понять, что это такое, и потому в первую очередь тщательно изучить творения святителя Игнатия (Брянчанинова), особенно его «Приношение современному монашеству». Действительно, далеко не все способны к монашеской жизни. И часто сами мотивы стремления к монашеству бывают ложными. Всякому необходимо разобраться в себе, рассудить, что́ его подвигает на этот путь, какая цель, какие причины. Бывает горячность и не по разуму. Поэтому Господь предупредил: Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12).
А если человек уже в браке, то принятие монашества возможно только при согласии жены (мужа) и при условии, что нет требующих попечения детей и родителей. Ибо, вступив в брак, человек должен нести свой крест до конца, не дерзая неверием супруга (супруги) или намерением принять монашество оправдать своё нарушение заповеди: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 5–6). Апостол Павел внёс в эту заповедь очень важное пояснение: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. … Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?(1 Кор. 7, 12–13.16).
Что же касается редких случаев, когда кто-то оставлял семью ради подвижничества, то такое совершалось по особому извещению Божию. И это были исключения, которые лишь подтверждают правило. Мы же в своей духовной жизни должны руководствоваться правилом, а не мечтать о своей исключительности.
Так что священники дают правильный совет.