Вопросы и ответы

Выбор категории

Общество

Вопрос:
Избрание всегда соответствует цели. Судя по всему, еврейский народ был наиболее подходящим для сохранения Откровения о пришествии на землю Спасителя Христа. Но любое избрание оканчивается с завершением дела.
Ответ:

Как современному христианину понять ветхозаветную избранность еврейского народа?

Кто избранник? - Тот, кто способен выполнить порученное дело. Ибо нет избранничества без цели. Когда, например, нужно сложить печь, то выбирают не гения человечества, а мастера-печника. И еврейский народ был избран, как наиболее способный сохранить важнейшее Откровение человечеству о пришествии на Землю Спасителя мира — Христа, Который освободит человека от рабства греху. Евреи сохранили это Откровение в письменном виде. Однако руководители народа глубоко исказили образ Христа-Мессии. Царя святости, любви и истины вечного Царства Божия они превратили во всемирного земного царя, который даст полноту земных благ. Обратите внимание, когда Христос сказал: Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне, то фарисеи смеялись над Ним (Лк. 16:13, 14), откровенно показав своего бога. Отец Александр Мень очень точно сказал об этом: «идея Царства Божьего в иудаизме — это идея внешнего торжества Израиля и его фантастического благоденствия на Земле». Поэтому основная масса еврейского народа, воспитанная в таком религиозном материализме, не приняла пришедшего Господа Иисуса Христа, призывающего человека к полноте духовно-нравственной чистоты и к достижению вечной жизни в Боге.

У Креста Христова произошло окончательное разделение Израиля на две части (см.: Лк. 2, 34): малое стадо избранных, остаток (см.: Лк. 12, 32; Рим. 11, 2–5), принявших обещанного Христа и тем самым сохранивших завет избрания, который стал началом Церкви, и другая часть - ожесточившихся, окончательно потерявших это избрание своей изменой Царству Небесному ради царства на Земле. К ней относятся суровые слова обличения пророка Исайи: Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали... И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем (Ис. 65, 12, 15). Это иное имя – христиане (Деян. 11, 26).

Об отнятии избранничества у иудеев, не принимающих Христа, многократно говорится в Евангелии: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 11–12); или притче о злых виноградарях: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43).

Так возник иудаизм, который в отличие от Ветхого Завета представляет собой, по-существу, уже идеологию, а не религию, и подготавливает приход своего земного христа (антихриста).

Вопрос:
Сейчас в Татарстане происходят опасные процессы исламизации республики. Последние два десятилетия ислам в силу сотрудничества властей республики с Саудовской Аравией стал развиваться по пути ваххабизма, причём ваххабиты ИГИЛ и ваххабиты Татарстана имеют одну цель и практикуют одни и те же методы. Нас, русских православных людей, в родной республике становится всё меньше. Многие русские по известным причинам принимают ислам. По мнению одного из исламоведов Татарстана Раиса Сулейманова, Татарстан рано или поздно станет «горячей точкой». Власти закрывают глаза на эту проблему. Как нам вести себя перед этой опасностью, к чему готовиться?
Ответ:
Я не пророк, не могу предвидеть будущее. А гадать и заботиться о нём запрещает Сам Господь: “Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы” (Мф. 6: 34).

Нам, простым людям, сейчас нужно жить и действовать так, как христиане всегда это делали — жить по заповедям Евангелия, каяться перед Богом во всех прегрешениях (перед священником — в самом главном) и ко всем относиться с терпением и благожелательностью.

В отношении же внешних действий — не нам нужно думать об этом, поскольку мы не обладаем никакими властными полномочиями, ведь заниматься тем, на что мы не поставлены Богом, есть грех. Не зря народная мудрость гласит: «Каждый сверчок знай свой шесток».

А страшиться и переживать о том, что может быть, а может и не быть — дело бесовское. Ибо Господь сказал: “Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28: 20).
Вопрос:
Какой вред может принести человеку так называемый двадцать пятый кадр при просмотре телевизионных передач?
Ответ:
«В Японии в 1997 году во время просмотра нового мультфильма 658 человек, в основном дети, попали в больницу с эпилептическими припадками.

Наиболее вероятную причину этого происшествия разъяснила Светлана Немцова: «У каждого человека есть так называемая альфа-фаза, своего рода шум (вибрация) нервных окончаний, имеющая определённую частоту колебаний. В обычной обстановке это никак не проявляется. Но при просмотре телевизионного изображения, пульсирующего с той же частотой, что и нервная система человека, возникает резонанс.

Альфа-фаза усиливается, потому что ей дают дополнительный импульс. Наступает разбалансирование нервной системы. Это опасно и для здоровых людей, а уж тем более для лиц, предрасположенных к различным патологиям нервной системы».

Светлана Рафаиловна показывает частотный срез популярного музыкального клипа: «Частотные пики, отмеченные красным цветом, как выявило исследование, вызывают резонанс в организме, провоцируя эпилептические припадки».

Возможности телевизионного зомбирования с помощью спецтехнологий почти безграничны. Здесь всё зависит от тех, кто руководит телевидением. Единственный орган контроля, по долгу службы обязанный отслеживать и пресекать такие явления, — техническая инспекция Минпечати РФ. Но она практически бездействует. Визуально определить, присутствует в телепередаче скрытый кадр или нечто похожее, нельзя. Нужны специальные приборы и анализ экспертов.

Подобные опасности связаны и с интернетом, особенно для детей и подростков, чья нервная система находится в процессе формирования. Через интернет можно нанести вред здоровью, выработать управляемую агрессию. (Двадцать пятый кадр. //Русский предприниматель. № 1(10) 2003. С. 117).
Вопрос:
В результате болезни я потеряла работу и теперь, после восстановления, не могу её найти. Я занимаюсь неимущими больными, выпрашивая им на лекарства деньги, что очень непросто. Я вижу, что больные никому не нужны, и у меня нет средств к существованию. Борюсь с мыслями убить себя, чтобы не быть обузой для равнодушного общества. Что мне делать?
Ответ:
Нам дана заповедь любить ближних как самих себя, а не больше себя. С неимущими делиться нужно, но Вы не должны оставаться без средств к существованию.

В Индии 300 миллионов не знают, что будут есть завтра, но они, язычники, живут и благодарят Бога. Нам, христианам, не нужно ли поступать так же?
Вопрос:
По учению Святых Отцов, неповиновение власти — это гордость, то есть грех. А если меня призывают на войну, в которой брат убивает брата? Вам ведь известно, что происходит у нас на Украине. Как быть?
Ответ:
Во время гражданской войны возникает две власти. Прежде всего, нужно решить для себя главный вопрос: какая из них насильственно и жестоко захватила власть и потому является бандитской и богоборческой, а какая стала на защиту народа и восстановление его власти. И тогда ответ, кому и как повиноваться, будет понятен.

Как правильно молиться в таких ситуациях? Как вести себя с органами власти? Общество разделено, родители нас не понимают, ненависть нарастает. Даже в храме люди разделены во мнениях.

Ситуация на Украине мне представляется подобной страданиям правого разбойника. У него и нужно учиться молиться: «Господи, достойное по делам нашим получаем. Помяни нас во Царствии Твоем». Ибо всё, что происходит с нами, это не случайность, а действие премудрого и любвеобильного Врача. Поэтому нужно верить Ему и благодарить Его: «Слава Тебе, Господи»! Эта вера спасёт нас.
Вопрос:
Я раньше думала, что плохого человека, приносящего боль другим, Бог наказывает. Но это не так. Плохие люди всю жизнь живут, как хотят, принося боль другим. Они живут хорошо, в достатке, веселье, без проблем. Почему же плохим людям ничего не бывает за их плохие поступки? Почему хорошим людям приходится терпеть страдания из-за плохих людей, и они не могут найти выхода?
Ответ:
Причина в том, что люди, которые видят себя хорошими, на самом деле очень плохи тем, что видят себя лучше других. Потому они и страдают за свою ложную «хорошесть», самомнение, гордость, что является худшим из всех грехов. А видящие себя плохими оказываются лучше «хороших». В этом один из секретов, почему так по-разному живут люди.
Вопрос:
Как наши праведные и неправедные поступки влияют на судьбу наших близких, как живых, так и умерших?
Ответ:

То, что наши поступки влияют на наших родных, близких и всех тех, с кем мы общаемся, это непреложный факт. Уже древнегреческие философы считали, что все человечество составляет единое тело. Так учит и христианство. А в теле, какой бы орган или даже какая клеточка ни заболела, страдает всё тело, и прежде всего ближайшие клетки. Это хорошо видно при воспалительных процессах. А как влияет настроение или психическое расстройство, или аморальное поведение одного человека на других, особенно ближайших. Такая же связь существует и в области духовной. Преп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».

Мы все влияем и друг на друга, и на состояние всего мира, хотя степень этого влияния, конечно, различна. По этой причине мы в молитвах обращаемся не только к Богу, но и к святым. Обращаемся и друг к другу с просьбой помолиться. Но действенность молитвы зависит от целого ряда причин. Одной из них является та, о которой сказал Господь Своим ученикам, когда те спросили, почему они не могли изгнать беса: «Сей род изгоняется молитвою и постом». Не одною молитвою, но и постом, то есть подвигом тела! Потому, кстати, у нас за богослужением верующие стоят, ибо еще сохраняется понимание, что молитва совершается не только душой, но и телом.

А вот на Западе уже давным-давно утеряно это евангельское учение. Там для плоти создали полный комфорт, отменены посты, никакого воздержания даже перед причастием (у католиков целый! час поста), за богослужением все удобно сидят, исповедь не обязательна, и она, практически, исчезла. По их новому учению телу в молитве участвовать не нужно. Лютер прямо говорил: «Душа не участвует в сладострастных делах плоти».

Вы, наверное, помните, как Авраам обращался к ангелу, который пришел уничтожить Содом и Гоморру: «Господин, а если там пятьдесят праведников, не уничтожишь»? Тот отвечает: «Нет». Авраам продолжает: «А если сорок пять праведников, а если сорок, если … если  десять, не уничтожишь»? Ангел сказал: «Нет, не уничтожу», и отошел. Есть, оказывается, некий уровень духовности человека и общества, за пределами которого начинается распад жизни не только человека, но и самой природы. Так что характер духовной жизни как отдельного человека, так и народа в целом, конечно же, влияет не только на наших близких и дальних, но и на все стороны жизни.

Более того, по твердому учению Церкви, характер нашей духовной жизни влияет и на участь усопших. Церковь с самого начала своего существования молится об усопших с верой в то, что есть возможность изменить их состояние. Это изменение происходит не каким-то внешним, принудительным путем, но по молитвам Церкви, нашим молитвам и в зависимости от изменения нашего  духовного состояния. Мы, живущие, ради любви к усопшим, которые сами уже ничего сделать не могут, можем оказать им существенную помощь через очищение своей души исполнением заповедей, покаянием, Причащением, делами милосердия. Поэтому, кто хочет действительно помочь усопшим, должен не просто свечку поставить или записку написать, но взять на себя хотя маленький подвиг ради того усопшего, которого поминает. Вот тогда эта молитва будет действенна. 
Вопрос:
Как вы относитесь к толерантности?
Ответ:

Толерантность это терпимость, которую можно трактовать по-разному. Представьте себе, что произойдет с нашей научной, культурной, религиозной, философской и т.д. деятельностью, если по причине т.н. толерантности будет запрещена любая дискуссия, любая критика любой точки зрения? Во что тогда превратится жизнь?!

Но нельзя смешивать возможность открытой, свободной дискуссии для выяснения истины с так называемой свободой публично оскорблять, аморально вести себя, разжигать межнациональную, межрелигиозную ненависть и т.д. Поэтому толерантность, понимаемая как терпимость к праву каждого человека иметь свое убеждение, свою веру и исповедовать их, есть естественное и необходимое явление общественной жизни. Но толерантность, запрещающая критическое обсуждение иной системы религиозных, мировоззренческих и проч. взглядов, и таким образом открывающая полный произвол в пропаганде каких угодно идей, есть не что иное, как полное извращение принципа свободы и элементарного права нормальной социальной жизни.

Христианство призвано созидать мир между людьми, а дискуссии о воззрениях всегда были, есть и должны быть.
Вопрос:
Правда ли, что все, что происходит в Русской Православной Церкви, это зеркальное отражение того, что происходит в нашем обществе? Все священники и чиновники отвечают  обтекаемо, я не чувствую искренности в их речах, только полное равнодушие и отсутствие чувств. Что вы можете сказать по этому поводу?
Ответ:

Здесь взаимоотражаемость. То, что происходит в мире, налагает сильную печать на церковную жизнь, и наоборот, духовное состояние Церкви, определяет жизнь в нашем обществе. Обратите внимание, как много написано, например, о событиях 1917 года, но вы там нигде – я говорю о церковных историках - не найдете, какова же была духовная причина этой катастрофы. Пишут о всяких заговорщиках, о жидомасонах, о врагах и злодеях, о западных агентах. Только об одном не пишут – о духовном состоянии нашей Церкви – о тех, кого называют народом Божьим. И очень жаль, ибо вдвойне опасен нарыв, скрываемый от глаз, загоняемый внутрь. А если бы почитали, что писал, например, в 18 веке Тихон Задонский о верующем народе (христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство); что писали в 19 веке: Игнатий Брянчанинов о состоянии монашества (как весенний снег, сверху, кажется, надежный, плотный, а чуть наступил и провалился в воду); Феофан Затворник (еще одно-два поколения, и православия у нас не останется); Иоанн Кронштадтский (кровью обливается сердце мое, когда я вижу, что происходит с нашим христианским народом). И таких примеров можно привести много.

Как видим, духовное состояние Церкви к началу 20 века оказалось в тяжелом положении, и это при внешнем процветании, при наличии огромного количества монастырей, храмов, духовных школ. (Дошло до того, что высшее общество принимает с почтением французских оккультистов Филиппа, Папюса, молится на Распутина, а Иоанна Кронштадтского и Оптинских старцев даже и не замечает). Наша богословская наука, по сравнению с западными университетами, была на высочайшем уровне, это был блеск научного богословия. А духовная жизнь какова? Почитайте хотя бы «Письма о монашестве» митрополита Вениамина Федченкова.

Духовное состояние христиан, при всем внешнем блеске церковной жизни, прежде всего, и привело страну к трагедии. Ибо Церковь является закваской жизни народа.  Но в ней интенсивно развивался тот процесс, о котором с такой горечью писали, как видим, многие наши святые и который называется омiрщением. Что это такое? Это поглощение сознания чисто внешней церковной деятельностью, а духовная жизнь рассматривается как исключительно личное дело. Глубокое заблуждение. Духовная жизнь – конечно, личное дело. Но ее законы,  критерии истинности в ней, опасности, стоящие на ее пути, необходимые средства ее осуществления и правильное ими пользование, и масса других важнейших вопросов, - всё это целая наука, которую святые называли наукой из наук и искусством из искусств, и теоретическое знание этой науки является первейшей задачей духовного просвещения в целом и долгом каждого христианина.

Один простой пример – молитва. Призывы к ней слышим постоянно. Но она, оказывается, может, как спасать человека, так, при неверном к ней отношении, и погубить его! Поэтому, когда вопросы духовной жизни не рассматриваются, их верное понимание не доводится до самого широкого круга верующих, то происходит их духовная деградация. И это самым негативным образом отражается на духовной и нравственной жизни всего общества.

Но, с другой стороны, и в Церковь приходят люди не с какой-то другой планеты, а от нас, из нашего грешного мира, из нашей жизни. А мы знаем, в каком духовном и нравственном состоянии эта жизнь сейчас находится. Посмотрите, куда направляют, что делают с нашей молодежью, что творят, как извращают, развращают, превращают в овечье стадо, рабски послушное всем повелительным крикам западного образа жизни. А она часто даже не понимает этого. Не знает страшного дьявольского девиза, направленного на человечество: разнуздать, чтобы взнуздать. Так вот, из этого мира приходят люди и в Церковь, часто чисто внешне принимают крещение, поступают в духовные школы, входят в духовное сословие. И если у этого человека нет стремления к вере, святости, чистоте, правде, а есть просто некий научный интерес к знанию вероучения и внешних правил церковной жизни, то он, и приходя в Церковь, и становясь даже священнослужителем разных уровней, привносит туда свои страсти и страстишки, нравы и привычки, вкусы и интересы мирской жизни, которые самым негативным образом влияют на церковную жизнь. Поэтому очень важно понимать и помнить, что Церковь это мы все – все те, кто считает себя христианами, а не только Патриарх, архиереи, священники, монахи, богословы. И все взаимно влияют друг на друга: и Церковь на мир, и мир на Церковь. 
Вопрос:
Если нет большого жизненного опыта, а внутренне чувствуешь, что близкие неправильно поступают или неверно реагируют на то или иное жизненное обстоятельство, нужно ли высказывать свое мнение, или правильнее возделывать свою духовно-нравственную составляющую, никого не поучая, а лишь молясь за них?
Ответ:

Все зависит от того, о каком человеке идет речь. Например, если отец и мать будут возделывать только свою духовно-нравственную составляющую и позволять детям делать что угодно, то во что это выльется? Родители ответственны за детей перед Богом и должны говорить, объяснять им и наказывать, если потребуется. Мы обязаны помогать своим близким. Апостол Павел предупреждает: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8).

Когда же вопрос касается широкого круга людей, то здесь совет опытных людей таков: пока не спрашивают, лучше молчать. Если же в силу необходимости потребуется что-то сказать, то это нужно делать очень деликатно и с большой осторожностью. Но если не принимается человеком, а тем более, раздражает его, то нужно перестать говорить. В противном случае мы окажемся виновными, вызвав его гнев. Христианский разговор с человеком не должен переходить границы нормальных отношений. Настойчивость здесь полностью исключается. К этому призывает Апостол: умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф.4: 1-3). Ибо где нет смирения, там нет любви! Так что к каждой ситуации нужно относиться с рассуждением.